Патруль интеллектуальной деятельности ПАТРИД

Звоните:
+7 (496) 776-28-71

Мы работаем на всей территории РФ

Это должен знать каждый предприниматель

Логотип


Фирменное наименование


Коммерческое обозначение


Товарный знак, знак обслуживания

Логотип

Что такое логотип?

Логотипом (от древне-греческого: слово + отпечаток) называют графическое начертание фирменного наименования в виде стилизованных букв и/или идеограммы.

Где можно использовать логотип?

Логотип можно использовать на фирменных бланках и деловой печатной продукции, на вывесках, в качестве элемента зарегистррованного товарного знака юридического лица.

Где нельзя использовать логотип?

Логотип нельзя использовать в качестве коммерческого обозначения, поскольку в качестве коммерческого обозначения нельзя употреблять обозначение, совпадающее с фирменным наименованием юридического лица.

Кто придумывает, разрабатывает, создает логотипы?

Созданием и разработкой логотипов обычно занимаются художники-дизайнеры, дизайнерские, рекламно-полиграфические компании в соответствии с требованиями Заказчика.

На что обратить внимание Заказчику при заказе логотипа в рекламных-полиграфических, или дизайнерских компаниях?

При заказе логотипа в компаниях, согласно с условиями и идеями Заказчика, последнему как будущему правообладателю прав на данный результат интеллектуальной деятельности необходимо обратить внимание на следующее:

  1. В договоре на создание, разработку логотипа необходимо конкретизировать условия для получения будущего результата интеллектуальной собственности, то есть указывать цветовые, шрифтовые предпочтения и иные пожелания к создаваемому логотипу.
  2. Просить включать в договор об оказании услуг следующие пункты:
    • о создании результата интеллектуальной собственности и передачи готового результата заказчику;
    • об анонимности авторства создателя логотипа;
    • в обязательном порядке включать пункт о переходе исключительного права на создаваемый логотип в полном объеме.

Что делать дальше с созданным логотипом?

Созданный логотип можно использовать в фирменных бланках, юридических лиц, вывесках, в печатной продукции компании или печатной продукции индивидуального предпринимателя.
Логотип можно использовать в качестве товарного знака, пройдя процедуру государственной регистрации или обозначения (в данном случае логотипа) в качестве товарного знака (знака обслуживания) на территории Российской Федерации или в качестве международного товарного знака.

Стоит ли регистрировать логотип в качестве товарного знака (знака обслуживания)

Для того, чтобы макисмально полно защитить исключительное право на логотип, и фирменное наименование, необходимо пройти процедуру по государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) на территории Российской Федерации или в качестве международного товарного знака.


Фирменное наименование

Что понимается под фирменным наименованием?

Юридическое лицо выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименоваанием, которое определяется в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц.

Составные части фирменного наименования

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Собственно наименование юридического лица

Это обычно слово, словосочетание, т.е. словесное обозначение.

Формы фирменного наименования

Юридическое лицо вправе иметь полное и сокращенное наименование на русском языке или на языках народов РФ.

Исключительное право на фирменное наименование

Исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации юридического лица допускается любым непротиворечащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, документах компании, в рекламе, на товарах или их упаковках.

Кто может распоряжаться исключительным правом на фирменное наименование?

Распоряжаться своим фирменным наименованием может только юридическое лицо, которому принадлежит данное фирменное наименование.

Допускается ли право использования фирменного наименования третьими лицами?

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования только фирменного наименования не допускается.

В каком случае возможно использование фирменного наименования другими лицами?

В случае заключения и государственной регистрации договора коммерческой концессии (т.е. в условиях франчайзинга).

Какие способы правовой охраны фирменного наименования еще существуют?

Фирменное наименование (кроме организационно-правовой формы) можно зарегистрировать в качестве коммерческого обозначения или товарных знаков (знаков обслуживания), таким образом обеспечить более надежную правовую охрану словесному обозначению т.е собственно наименованию юридического лица.

Возникновение и прекращение правовой охраны фирменного наименования

Исключительное право на фирменное наименоваание возникает со дня государственной регистрации юридического лица и включения фирменного наименования в единый государственный реестр юридических лиц.
Правовая охрана фирменного наименования прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности юридического лица или изменением его фирменного наименования.


Коммерческое обозначение

Что понимается под коммерческим обозначением?

Под коммерческим обозначением понимается обозначение (словесное, изобразительное или комбинированное), которое индивидуализирует предприятие путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, счетах, в объявлениях, на товарах или их упаковках, и является известным в пределах определенной территории.

Для кого нужно коммерческое обозначение?

Для юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Для индивидуальных предпринимателей. Для некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность согласно закону и в соответствии с их учредительными документами.

Виды коммерческих обозначений

Коммерческие обозначения традиционно подразделяются на словесные (используется слово), изобразительные (используется изображение), комбинированные (используется одновременно и слово и изображение).

Стоит ли регистрировать коммерческое обозначение и зачем это надо?

Для того, чтобы обеспечить правовую охрану Вашей интеллектуальной собственности, застолбить приоритет создания данного коммерческого обозначения, необходимо осуществить добровольную негосударственную регистрацию коммерческого обозначения.

Где регистрируется коммерческое обозначение?

Коммерческое обозначение регистрируется в торгово-промышленной палате на территории, где используется даннное коммерческое обозначение для идентификации предприятия. Например, магазин «Ромашка» находится на территории г. Серпухова, таким образом коммерческое обозначение в виде картинки ромашки должно быть зарегистрировано в Серпуховской торгово-промышленной Палате РФ в качестве коммерческого изобразительного обозначения.

Процедура регистрации коммерческого обозначения

Регистрация коммерческого обозначения на территории города Серпухова производится в Серпуховской торгово-промышленной палате. Срок регистрации коммерческого обозначения — неделя с момента подачи комплекта необходимых документов и оплаты тарифов. В течение процедуры регистрации коммерческого обозначения сотрудниками Серпуховской торгово-промышленной палаты проводится анализ представленных документов, проверка заявленного коммерческого обозначения на предмет нарушения прав третьих лиц (например по фирменным наименованиям, зарегистрированными товарными знаками (знаками обслуживания), поданных заявок на регистрацию в качестве товарных знаков. При положительном решении выдается Свидетельство о регистрации комммерческого обозначения, и данное зарегистрированное коммерческое обозначение вносится в Реестр коммерческих обозначений Серпуховской торгово-промышленной палаты.

Где и как использовать коммерческое обозначение?

Зарегистрированное коммерческое обозначение можно использовать на вывесках, бланках, счетах, в объявлениях, на товарах или их упаковках и т.п.

Где территориально можно применять коммерческое обозначение?

На той территории Российской Федерации, где находится предприятие.

Можно ли продать исключительное право на коммерческое обозначение?

Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения на условиях преедусмотренных договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.

Срок действия исключительного права на коммерческое обозначение

Срок действия исключительного права на коммерческое обозначение составляет 1 год при условии регистрации его в торгово-промышленной палате своего региона (субъекта). Однако исключительное право на коммерческое обозначение может продлеваться неограниченное количество раз, пока существует предприятие, к которому оно привязано, причем каждый раз срок продления исключительного права составляет один год.

Случаи полного прекращения исключительного права на коммерческое обозначение

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается если:

  • зарегистрированное коммерческое обозначение не используется правообладателем непрерывно в течение одного года;
  • если ликвидировалось предприятие, для индивидуализации которого оно было предназначено;

Сходства коммерческого обозначения и товарного знака

Коммерческое обозначение и товарный знак (знак обслуживания) являются средствами индивидуализации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Коммерческое обозначение и обозначение в качестве товарного знака желательно регистрировать в определенных органах. Коммерческое обозначение и товарный знак проверяются на предмет нарушения исключительных прав третьих лиц. На коммерческое обозначение и товарный знак выдается Свидетельство.

Отличия коммерческого обозначения и товарного знака

Коммерческое обозначение регистрируется в течение одной недели, срок регистрации товарного знака (знака обслуживания) — в течение 12-14 месяцев.
Коммерческое обозначение применяется относительно к предприятию, не может содержать фирменного наименования, в отличие от товарных знаков, которые могут применяться отдельно от предприятия и включать в себя фирменное наименование.
Регистрация коммерческого обозначения — добровольная, негосударственная.
Регистрация товарного знака (знака обслуживания) — государственная.
Коммерческое обозначение применяется применительно к используемым кодам ОКВЭД для предпринимательской деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Товарный знак (знак обслуживания) используется в отношении зарегистрированных для товарного знака (знака обслуживания) классов Международной классификации товаров и услуг.
Товарный знак (знак обслуживания) применяется только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Срок действия исключительного права на коммерческое обозначение — один год с правом последующего продления неограниченное количество раз сроком на один год.
Срок действия исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) 10 лет с момента регистрации с правом продления неограниченного количества раз исключительного права на следующие 10 лет.
Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использовал его непреерывно в течение одного года, а исключительное право на товарный знак(знак обслуживания) прекращается, если его правообладатель не использует товарный знак в течение 3 (трех) лет.


Товарный знак, знак обслуживания

Что понимается под товарным знаком или знаком обслуживания?

Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Знак обслуживания — обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Что такое торговая марка?

Виды товарных знаков

Общеизвестные товарные знаки

Бренд

Гражданский кодекс Российской Федерации не дает определения и существенных характеристик бренда, используя только одно понятие — товарный знак или знак обслуживания. Слово "бренд" происходит, как считают, от латинского "brand" — клеймо, тавро или от скандинавского "brandr" – жечь, выжигать. Любой бренд является зарегистрированным товарным знаком, но далеко не каждый товарный знак становится брендом. Существенными признаками отличия бренда от товарного знака являются:

  • гарантированное качество;
  • общеизвестность;
  • престижность;
  • общедоступность;
  • легкая узнаваемость.

Кто имеет право регистрировать товарный знак (знак обслуживания)?

Товарный знак или знак обслуживания имеют право регистрировать юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Зачем нужны классы Международной классификации товаров и услуг?

В соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки, утвержденными приказом Роспатента от 5 марта 2003 года, использование МКТУ — это обязательное условие при регистрации товарного знака. Товарные знаки регистрируются для определенного перечня товаров/услуг. Все товары и услуги сгруппированы по отдельным, определенным классам и классифицируются в соответствие с Международной классификацией товаров и услуг (сокращенно её называют МКТУ). Международная Классификация Товаров и Услуг (МКТУ) предназначена для регистрации товарных знаков признана Соглашением о классификациях — "Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков". Каждая из страны – участниц Ниццкого Соглашения обязана при регистрации товарных знаков следовать МКТУ. Россия является участником этого Соглашения.

Как правильно выбрать классы МКТУ

Зависят ли патентные пошлины от количества выбранных заявителем классов МКТУ для регистрации товарного знака?

Да зависят. Патентная пошлина за проведение этапа существенной экспертизы обозначения, заявленного на государственную регистрацию в качестве товарного знака рассчитывается исходя от заявленного количества классов МКТУ по формуле: 11500 + 2050 рублей за каждый класс МКТУ свыше одного.

Патентные пошлины при регистрации товарного знака (знака обслуживания)

При государственной регистрации товарного знака или знака обслуживания заявителем оплачиваются следующие патентные пошлины:

  • за подачу заявки, проведение формальной экспертизы и принятие решения по результатам формальной экспертизы 2700 рублей;
  • за проведение существенной экспертизы обозначения 11500 + 2050 рублей за каждый класс МКТУ свыше одного;
  • за выдачу свидетельства 16200 рублей.

Правильный порядок процедуры регистрации товарных знаков

Правильный порядок процедуры государственной регистрации товарных знаков и знков обслуживания должен быть следующим:

  • проведение полного предварительного поиска на сходство и тождество по зарегистрированным фирменным наименованиям, зарегистрированным товарным знакам и знакам обслуживания на территории РФ и международных регистраций, по заявкам обозначений, поданных на государственную регистрацию в качестве товарного знака или знака обслуживания;
  • подготовка комплекта заявки, оплата патентной пошлины за подачу заявки в Роспатент;
  • подача заявки в Роспатент;
  • ведение делопроизводства по формальной и существенной экспертизе до вынесения окончательного решения Роспатента по заявке;
  • оплата патентной пошлины за выдачу свидетельства, получение свидетельства.